Экстрим

Завершение экспедиции «Карелия – Северный полюс – Гренландия» отложено на год

Завершение экспедиции "Карелия – Северный
полюс – Гренландия" отложено на год

Несмотря на высокую степень готовности второго этапа экспедиции, Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение продолжить ее в следующем году

Сделать перерыв в арктической экспедиции на собачьих упряжках на год – такое решение после всесторонней оценки климатических перспектив активно наступившего в Гренландии полярного лета и связанного с ним нестабильного состояния ледникового покрова острова приняли Федор Конюхов и Виктор Симонов.

"Мы достаточно поздно оказались на северном побережье Гренландии в точке старта второго этапа экспедиции, – отмечает Федор Конюхов. – До этого почти неделю мы пережидали мощный циклон в Канаде на острове Уорд-Хант. Столько же дней мы потеряли из-за непогоды уже в Гренландии. За это время мы смогли бы пройти более 500 километров по леднику. Теперь есть опасения и они небезосновательны, что при завершении пути мы просто не выйдем на собачьих упряжках в точку финиша, так как ледник на юге острова сильно подтает, и экспедиция самостоятельно не спустится на южное побережье Гренландии".

"Мы приняли решение вернуться в Канаду в 2014 году и продолжить второй этап экспедиции по намеченному маршруту, теперь уже от острова Уорд-Хант, – сказал Виктор Симонов. – Мы преодолеем пролив Баффина и выйдем без заброски авиацией на ледник Гренландии, чтобы пересечь остров с севера на юг по максимально возможной его длине".

Такие же рекомендации выдал путешественникам и штаб экспедиции, основываясь на прогнозах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Арктического и антарктического научно-исследовательского института, зарубежных ледовых служб. Они оказывали помощь экспедиции, предоставляя ей прогнозы погоды и дрейфа льда, спутниковые снимки ледовой обстановки в Арктике по пути следования.

Читать так же:  Высший пилотаж полетов и хронометража

Уже очевидно, что потепление климата, начавшееся на планете около 100 лет назад, вызывает уменьшение количества льда в Арктике. За столетие средняя глобальная температура воздуха на Земле повысилась на 0,6–0,8 градуса Цельсия (±0,1 градуса). Это ведет к серьезным изменениям геофизических и гидрометеорологических процессов. В частности, уменьшаются площадь и толщина вечной мерзлоты в Арктической зоне, все дальше на Крайний Север отступает ее граница. Интенсивность аналогичных процессов в Северном Ледовитом океане и атмосфере над ним также серьезно возросла. Федор Конюхов и Виктор Симонов стали очевидцами большого количества во льду трещин и полыней с внушительными акваториями открытой океанской воды.

В связи с такой ситуацией в Арктике даже полярная станция "СП-40", начавшая свою работу в октябре минувшего года, вынуждена завершить ее на три месяца раньше намеченного срока: льдина, на которой обосновались полярники, начала разрушаться. К "СП-40" направляется атомный ледокол "Ямал", срочно вышедший из Мурманска для эвакуации дрейфующей станции, которая сейчас находится у берегов Канады.

Планируется, что во время второго этапа экспедиции путешественники продолжат научные исследования. В частности, натурные испытания, которые будут проведены ими в интересах ОАО "РТИ" и других компаний корпорации "Система", продемонстрируют возможности отечественного дистанционного мониторинга обстановки и контроля Арктики с помощью перспективных информационных технологий. Данные исследования будут использованы при создании национальной Системы освещения обстановки в Арктике. Кроме этого, Федор Конюхов и Виктор Симонов изучат плотность метеоритных "полей" на территории Гренландии в рамках оценки астероидно-кометной опасности для создания Системы планетарной защиты и ракетно-космической обороны Земли.

Напомним, что экспедиция Федора Конюхов и Виктора Симонова планировала за один сезон пройти на собачьих упряжках самый протяженный маршрут в Арктике – от географической точки Северного полюса до побережья Канады и затем через Гренландию с севера на юг. Протяженность маршрута более 4 тысяч километров.

Читать так же:  Самый знаменитый российский путешественник снова попал в переделку

Экспедиция стартовала 6 апреля с Северного полюса при поддержке российской ледовой станции "Барнео", а уже 23 мая успешно достигла побережья Канады, острова Уорд-Хант. За 46 суток Федор Конюхов и Виктор Симонов, используя упряжку ездовых собак, которые выращены в Карелии, преодолели свыше 900 километров по дрейфующему льду Арктики.

Не однажды в пути они были на грани выживания, когда путешественники и нарты с продовольствием, снаряжением и аварийно-спасательным оборудованием проваливались в воду. Неоднократно нарты, преодолевая торосы, падали с многометровой высоты на лед. Движение экспедиции затрудняли обилие торосов, большое количество открытой воды, широкие трещины в паковом льду и глубокий снег, в котором вязли нарты и собаки. Это были запредельные условия для участников экспедиции. В частности, перед выходом на побережье Канады последние километры по дрейфующему льду отважные путешественники буквально продирались сквозь пятиметровые стены из торосов.

Еще большего уважения заслуживает тот факт, что в этих экстремальных условиях Федор Конюхов и Виктор Симонов провели целый ряд научных исследований в интересах своих генеральных партнеров – АФК "Система", ОАО "РТИ" и ОАО "НИС ГЛОНАСС". Так, для "РТИ" путешественники анализировали качество КВ радиосвязи в полярных широтах. Для натурных измерений условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и для измерений характеристик космических излучений на маршруте перехода для оценки состояния высокоширотной ионосферы НПК "НИИДАР", входящая в "РТИ", передала в распоряжение экспедиции несколько радиоприборов. Полученные результаты после всестороннего анализа лягут в основу разработок перспективной аппаратуры, адаптированной к условиям Арктики.

Находясь в Гренландии, Федор Конюхов и Виктор Симонов успешно провели тестовые включения аварийно-спасательного радиооборудования, предоставленного им ОАО "РТИ": морского аварийного радиобуя АРБМ-406Н и авиационной аварийной радиостанции-радиомаяка Р-855 производства Ярославского радиозавода – подтвердившие его высокое качество и надежность.

Читать так же:  Ride The Planet в Грузии: Верхняя Сванетия

Для определения текущих координат путешественники использовали навигаторы, предоставленные компанией "НИС ГЛОНАСС". Использование приборов в течение двух месяцев показало, что они выдают максимально точные координаты. Так, в начале мая канадские летчики, осуществлявшие подброс продовольствия и снаряжения, с одного захода вышли на лагерь экспедиции. И как отмечают сами путешественники, погрешность в расчетах не превышала трех метров.

Оскар КОНЮХОВ

Источник

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»