«50 тысяч за поездку в аэропорт»: таксисты раскрыли схему
Cлучай с туристом из Вьетнама, который заплатил таксисту за поездку из центра города в «Шереметьево» 23 тысячи рублей, задел за живое многих. Таксисты лютуют и в Петербурге: гостью из Мексики заставили выложить 7 000 за проезд нескольких кварталов. Несмотря на всю подготовку к ЧМ, такая простая вещь, как регулирование цен на такси, почему-то осталась без внимания. Мошенники из числа перевозчиков в итоге получили карт-бланш и теперь могут дурить наивных пассажиров практически безнаказанно.
Особенно странной эта ситуация выглядит на фоне специально установленной максимальной цены номеров в гостиницах. Как водители с «шашечками» умудряются заламывать цены на совершенно законных основаниях и почему идея о централизованной установке средних тарифов на поездки в Первопрестольной канула в лету, попытался разобраться наш корреспондент.
Наблюдая яркие флаги, архитектурную подсветку и красоту зданий столицы России, гости Чемпионата мира по футболу 2018 с благоговением открывают рты. «Действительно, златоглавая!» — могли бы подумать они, если бы знали этот эпитет. Да что там, купола на церквях! В Москве даже дорога из пункта А в пункт В стоит, как золото — таксомоторные компании не стесняются демонстрировать своим восторженным, но совсем не ориентирующимся в российских реалиях пассажирам «чемпионские» тарифы.
В прошлом году журналист из Чили за 50 тысяч рублей проехался от центра мегаполиса до аэропорта «Домодедово», в этом году турист из Вьетнама — до «Шереметьево» за 23. По словам экспертов, таких историй масса, но огласку получают лишь единицы. Зачастую иностранцы просто не понимают, что их жестоко обманули.
Вот типичная история, в которую попала родственница нашего коллеги, родившаяся в России, но живущая в США. Она ненадолго приехала на родину, и, посидев в ресторанчике в центре, села в первое попавшееся такси, которое было припарковано у выхода. Внутри она увидела табличку в духе, что такси — с ВИП-уровнем обслуживания, водитель неразборчиво пояснил, что посадка стоит отдельных денег. Девушка не обратила на это особого внимания — ну во сколько может обойтись поездка в соседний район… Каково же было ее удивление, когда водила потребовал 15 000 рублей! При этом он ссылался на тарифы, которые, оказалось, были прописаны на какой-то бумажке, совершенно не заметной в салоне. Таксист отказался выпускать пассажирку, пока она не заплатит — дескать, все по закону, и если вызывать милицию, то она будет на его стороне… В итоге девушка выложила деньги.
— Есть целые группы таксистов, которые специализируются на таких поездках, — объясняет ситуацию председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко. — Они рассчитывают на то, что клиент, узнав заоблачную цену совершенной поездки, даст слабину, его можно будет запугать.
Используют и разные тарифы для разных пассажиров. Просто меняют одну карточку в салоне на другую, в зависимости от того, насколько «дорого» выглядит клиент. Причем, недобросовестные водители встречаются не только иностранцам, но и жителям регионов, и самим москвичам. Проверки властей чаще всего касаются легальных перевозчиков, у которых и так все хорошо. А эти поставят «шашки» — и поехали.
Во всем мире тарифы на такси отрегулированы. Во Франции, Германии и Англии есть определенный тариф — он прозрачный, и вы, садясь в такси, не боитесь услышать астрономическую сумму в конце поездки.
Примечательно, что еще четыре года назад столичным Департаментом транспорта активно продвигался проект постановления, которое должно было урегулировать тарифы перевозки пассажиров легковыми такси. Но инициатива почему-то не была реализована.
— Связано это с позицией ФАС, которая категорически против, считая, что рынок отрегулирует тарифы сам, — говорит Коношенко. — На сегодняшний день никаких сильных и законных рычагов влияния на такси нет. Транспортная компания может устанавливать такие тарифы, что стоимость поездки в 23 тысячи рублей выглядит вполне обоснованной.
Безусловно, это безобразие, которое негативно влияет на легальных перевозчиков. Касательно случая с гражданином Вьетнама — нужно проверить, как работал таксист, подвозивший иностранца: по путевому листу ли, по лицензии ли, был ли медосмотр, страховка, техосмотр и многое другое.
Сам главный герой некрасивой истории — 47-летний водитель из подмосковных Люберец Павел, с которым пришлось иметь дело приезжему из Ханоя, никакой вины не чувствует и делает вид, что совершенно не понимает, почему вызвал столь пристальное внимание полиции и СМИ.
— Когда мужчина сел в мой «Хёндай», я сразу же показал ему табличку с ценами на двух языках: английском и русском, — уверяет Павел. — И только после согласия клиента мы тронулись в путь. Разве я виноват в том, что транспортная компания, на которую я работаю, поставила такие условия: 150 рублей за минуту плюс 196 рублей за километр?
Компания называется ООО «Бриз», но я работаю сам. То есть они по факту просто дали мне лицензию и остальной комплект документов, а я уже таксую. Никаких диспетчеров или заказов по интернету у нас нет, просто стоим, ждем, кому машинка понадобится. Потом отдаем с выручки процентов пять — остальное себе.
Но я всегда, повторюсь, всегда предупреждаю пассажиров, что такси у меня не дешевое. 23 тысячи — это далеко не предел того, что я получал за поездку. А конфликты случаются постоянно. Пассажиры сначала сядут, не подумав, а потом за головы хватаются. Начинают выдумывать, что я кого-то там побил, у кого-то украл что-то. Но это ни разу не доказали.
Этот случай стал настолько ярким, что в Департаменте транспорта в последний день перед затяжными выходными власти города устроили экстренное совещание.
— Специально Дептранс собирал всех участников рынка, — рассказал участник встречи, руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. — Власти города решили, что ООО «Бриз» — владелец лицензий около 1000 машин — будет лишено аккредитации на ЧМ.
Кроме того, проверяющие органы заострят свое внимание на этой фирме и досконально проверят ее на добросовестность, а агрегаторы перестанут с ней взаимодействовать. Это было сделано, чтобы все хозяева такси провели беседу со своими водителями, ведь никто не хочет терять целый бизнес из-за жадности одного шофера.
Также Швагерус посоветовал пользоваться лишь аккредитованными такси, которые отображаются в приложении, сделанном к мундиалю. Аккредитацию получили почти 5 тысяч автомобилей, все они имеют специальные наклейки.
После проведения матчей, в радиусе нескольких километров от стадиона вызов такси будет запрещен. А аккредитованные машины в специальном месте вереницей будут останавливаться и забирать людей.
Правительство Москвы разработало тарифную сетку по 76 маршрутам, которые пользуются наиболее большим спросом. По ним и будет производится оплата через приложение.