Артем Маркелов: «В «Формуле-2″ уже чувствую себя старичком с бородкой и палочкой»
Артем Маркелов. Фото amarkelov.com
Олег
КАРПОВ
0
Восходящая звезда – о первой официальной тренировке за рулем машины "Формулы-1".
Олег Карпов
из Монцы
Имя Артема Маркелова сейчас на слуху в паддоке "Формулы-1" – и дело не только в том, что в конце сентября москвич впервые в карьере станет участником "Гран-при". Маркелов будет пилотировать машину "Рено" – команды, в которой числится пилотом по развитию – в рамках официальной тренировки этапа в Сочи. Но участием в свободных заездах Артем ограничиваться не собирается. Маркелов – один из кандидатов на место в основном составе команды "Уильямс" в следующем сезоне.
На пороге в "Ф-1" Маркелов топчется уже не первый год. Сейчас Артем – самый опытный участник "Формулы-2" – серии, которая считается последней ступенью в лестнице, ведущей к чемпионату мира. В команде "Рено", которая недавно подписала контракт с Даниэлем Риккардо, на россиянина ставку не делают. Но в чемпионате есть и другие команды. Мы поговорили с Маркеловым по ходу уик-энда в Монце, когда сразу несколько европейских изданий сообщили о его переговорах с "Уильямсом", а "Рено" объявил о его участии в первой тренировке "Гран-при России".
Старичок вылез из конуры
– Насколько важно для вас показывать высокие результаты в "Формуле-2" именно сейчас?
– Это важно прежде всего для себя самого. Я чувствую себя в этой серии старичком, который уже ничего не может поделать с молодыми, который уже заездился. Но – нет, теперь старичок опять вылез из своей конуры и готов драться.
– Чувствуете повышенное внимание?
– Конечно. В первую очередь потому, что объявили о том, что я проеду тренировку в "Формуле-1", плюс, из-за слухов о том, что я перейду в "Уильямс". Но их я комментировать не могу.
– Когда хотелось бы определиться с будущим?
– В ближайшие пару месяцев, я думаю – перед гонкой в Абу-Даби (в конце ноября. – Прим. "СЭ") уже пора бы. Я надеюсь, что те результаты, которые мы ожидаем увидеть, всех удивят.
– Вы только летом впервые получили возможность опробовать машину "Формулы-1" на тестах.
– Да, были тесты на "Рено" R.S.16, машины 2016 года – на "Поле Рикаре" и в Барселоне. Ощущения – отличные. Когда вернулся на пит-лейн после установочного круга, просто кричал по радио. Это было нереально круто. Потом вкатился, нужно было отодвинуть эмоции и начать работать.
– Новая машина сильно отличается варианта-2016?
– Очень. Новая намного быстрее, лучше держится в поворотах и, конечно, сложнее. Информации, которую нужно усвоить и обработать – гора Эверест. Общение с механиками, инженерами – нескончаемый поток. Что особенно круто в "Формуле-1" – это возможность менять настройки прямо на трассе.
– Долго готовились?
– Ездил на симуляторе команды на той же трассе в Будапеште, но симулятор – это вообще не то. А в Венгрии (в конце августа Маркелов провел один день на официальных тестах "Ф-1" за рулем действующей машины "Рено". – Прим. "СЭ") все прошло мимолетно. Там есть быстрый одиннадцатый поворот – его проходишь почти газом в пол. Даже не знаю, как это описать. Залетаешь туда – кишки наружу.
– С каким настроем ехали на тесты? В конце концов, первый полный день за рулем действующей машины "Ф1", рядом с другими гонщиками…
– Я хотел просто привыкнуть к машине. Немного побаивался, что уберу ее в стену. Опасался испортить о себе мнение в команде. Но после первого круга, когда заехал на пит-лейн, страх ушел. Мы начали работать. Они что-то поставят – ты выехал, тебе надо почувствовать, предоставить им обратную связь, обсудить, что изменилось. И так 108 кругов. Боялся, что заеду – скажу им что что-то поменялось, а окажется, что они на самом деле ничего нового и не пробовали. Подумают еще, что приехал какой-то там… Но все прошло хорошо. Что надо было почувствовать – почувствовал. Что надо было сказать – сказал. В общем, все круто.
Готов посидеть на скамейке запасных
– Как получилось, что в "Формуле-2" вы уже как три сезона боретесь за победы и подиумы, а на тестах "Ф-1" оказались только сейчас?
– Одна из причин – в том, что мы сами не хотели перепрыгивать из одной машины в другую, думали, что покажем себя чуть позже. Ну и вторая – бюджет не у всех позволяет. Когда есть возможность потратить на "Формулу-1" 80 миллионов, как у Стролла, конечно, можно и поездить.
– В прошлом году ваш бывший соперник по "Формуле-2" Оливер Роуленд занимал похожую должность в "Рено". Он потом рассказывал, что босс команды Сириль Абитбуль дал ему понять, что шансов попасть в основной состав нет…
– У нас таких разговоров не было. Надеюсь, и не будет. В Монце мы как раз вместе с ним стояли смотрели третью тренировку. Рассказывал ему о том, как складывается мой чемпионат. Грустно, конечно, рассказывать. Но все равно надо.
– Это ваш последний сезон в "Формуле-2"?
– Да. Это окончательное решение. Я уже и правда чувствую себя старичком с бородкой и палочкой в "Формуле-2".
– Если не получится пробиться в "Ф-1" сразу, готовы посидеть год на скамейке запасных, без гонок?
– Не хочется, конечно, но, если кто-то сможет гарантировать, что на сто процентов получу место через год – все возможно. Почему бы и нет?
– Если не получится с "Формулой-1", что делать дальше? Чемпионат мира по гонкам на выносливость – вариант?
– Я всегда хотел проехать "24 часа Ле-Мана". Может и проеду. А может – и нет.
– "Индикар"?
– Я не люблю овалы, но попробовать бы хотел. Просто посмотреть, что это такое.
Трава – небо – приземлился
– Аварии, вроде той, в которою недавно попал Роберт Уикенс, не пугают?
– Нет, я нормально к этому отношусь. Я раньше вообще постоянно видео с авариями смотрел. Даже перед собственными стартами. Не знаю почему. Просто брал, включал какие-нибудь "топ-100 аварий" – и смотрел часами перед собственными гонками.
– Как выглядела самая большая ваша авария?
– У меня прямо, чтобы больших не было. В Венгрии в прошлом году улетел, когда боролись с Роулендом за победу. Но то больше грустная авария была, чем большая. Я переворачивался в Новой Зеландии. Обгонял напарника, он задел меня задним колесом – и я полетел. Все происходит очень быстро: трава – небо, трава – небо и приземлился.
– Многие говорят, что после этого сложно возвращаться за руль.
– Нет, нормально.
– Для человека, который смотрит бои UFC – наверное…
– Мне нравится. Я в детстве вообще хотел заняться американским футболом. Меня увлекало: как они кидают мяч, можно соперника с плеча убрать… Круто! Но я понял, что в Америку меня не отправят, а в России этим заниматься бесполезно.
– Почему тогда не "Индикар"?
– Вся Америка этим дышит, да. Но это не такой глобальный охват, как "Формула-1". Хотя я в детстве "Ф1" никогда не смотрел. Не знал, кто такой Шумахер, например. Я начал заниматься гонками потому, что мне это нравилось. Потом – взяли в команду в картинге, и все пошло как-то…
– Тогда в российском картинге как-раз было много сильных пилотов.
– Да, Квят, Сиротикн, я. Мне кажется, мы все друг друга натренировали тогда так, что в итоге теперь добрались сюда – только, получается, по очереди. Квят пришел – ушел, потом Сироткин пришел. Надеюсь, что дальше все хорошо будет. Может быть, еще все вместе в "Формуле-1" погоняем.
– Квят рано уехал в Италию, Сироткин в этом году тоже перебрался в Англию. Вы не думали о том, чтобы переехать?
– Мне не хватает московской суеты. Я люблю выглянуть в окно и увидеть, что там, внизу, кипит жизнь: люди, машины, собаки, дети. В Европе что… После восьми все по домам спрятались, на улицах никого – даже в центре города. В Москве инфраструктура лучше. Магазины круглосуточно, хочешь улететь ночью – не проблема. Мы недавно в Англии опоздали на рейс из-за того, что я паспорт в отеле забыл – и все: последний рейс в восемь вечера. И ничего уже не поделать.
– Но если вдруг "Формула-1", а там попросят…
– Конечно, перееду, если надо. Но тогда уже просто выбора не останется. А когда есть выбор – то из Москвы я никуда.