Федор Конюхов: наперегонки с ветром
Олег
ШАМОНАЕВ
Сегодня в Австралии стартовала уникальная кругосветная экспедиция знаменитого русского путешественника. За две недели Федор Конюхов планирует облететь Землю над субтропическими широтами Южного полушария на огромном 60-метровом воздушном шаре "Мортон".
Аэропорт городка Нортхэм в Западной Австралии – это узкая полоска асфальта на берегу ручья, несколько металлических ангаров и с десяток одноместных самолетиков, выстроенных в рядок. Вокруг – зеленые холмы, где местные жители пасут своих лошадей. Некоторые животные в связи австралийской зимой обряжены в самопальные конские "пальто", которые как бы иллюстрируют популярный в России мем. На улице плюс 10 – жуткий холод по австралийским меркам. Пасторальную тишь лишь иногда нарушают жужжание мух и самолетиков, да суета в одном из ангаров. Отсюда 14 лет назад отправлялся в свой рекордный полет американский воздухоплаватель Стив Фоссетт. Из Нортхэма, с надеждой побить достижение Фоссетта (за 14 дней 19 часов 50 минут вокруг света на воздушном шаре) стартовал и Федор Конюхов.
Подготовка к российской экспедиции перешла на аэродроме в активную фазу еще в начале июня. За это время в нашем ангаре побывали сотни технических специалистов, журналистов и добровольных "ходоков". Последние съезжались сюда со всей Западной Австралии – пожелать удачи, сделать селфи и даже получить благословение. Отец Федор, если кто не знает, – священник Русской православной церкви. Так что его появление в этих местах – духовное событие для русской диаспоры Западной Австралии. Но настоящая "движуха" началась в Нортхэме за сутки до старта Конюхова, когда аэродром из соображений безопасности закрыли для малой авиации, волонтеры вытащили на летное поле оболочку циклопического шара, которая была наполнена гелием и прикреплена к небольшой желтой гондоле, напичканной сложнейшим навигационным оборудованием. С первыми лучами солнца шар изящно взмыл в небо и отправился по намеченному маршруту длиной в 35 тысяч километров навстречу солнцу – с запада на восток.
УНЕСЕННЫЙ ВЕТРОМ
– Понимаешь, мне придется учиться управлять шаром прямо во время полета, – признался мне Федор незадолго до старта.
Путешественника с нечесаной бородой и в знаменитой по прошлым экспедициям капитанской фуражке я застал раскладывающим личные вещи внутри гондолы.
– Конечно, я знаю всю теорию, сдал экзамены на сертификат пилота теплового аэростата, летал на другом шаре через Альпы и даже установил новый рекорд для воздухоплавания в Тульской области, – рассуждает Конюхов, заботливо обмазывая клеем тыльную сторону иконы и прижимая ее к пластиковой стенке гондолы. – Но шаров, подобных "Мортону", просто не существует, тренироваться было не на чем. Так что придется все постигать опытным путем.
Комбинированный аэростат типа "Розьер" с оболочкой объемом 15,5 тысячи кубических метров, изготовленный для кругосветного перелета британской компанией Cameron Balloons, в десять раз превосходит размерами стандартные воздушные шары, принимающие участие в соревнованиях по воздухоплаванию. В этом шаре одновременно используются гелий и горячий воздух, что позволяет 10-тонной махине подниматься на высоту до 11 тысяч метров и при соответствующей силе ветра достигать скорости более 300 км/ч. Но при этом шар Федора Конюхова – маломаневренное транспортное средство. Пилот по своей воле может маневрировать в основном в вертикальной плоскости со скоростью 2-3 метра в секунду. Горизонтальные повороты реальны только при наличии соответствующих воздушных потоков.
И главное – однажды наполненный гелием шар уже невозможно "сдуть" обратно, а поднятый в небо "Розьер" после приземления повторно поднять в воздух нельзя. Шар может несколько километров тащить за собой по земле гондолу, сшибая с нее все антенны, батареи, горелки и другие внешние конструкции.
– Красивых приземлений в этом деле не бывает, – констатирует менеджер проекта и сын путешественника Оскар Конюхов.
Если после такой посадки необходим новый полет, проще изготовить шар и гондолу заново. Именно этой особенностью вызвана величайшая осторожность, с которой выбиралось погодное окно для нынешнего полета Федора. Многих и даже самого путешественника состояние неопределенности относительно даты старта держало в изрядном напряжении. Но единственно правильным и логичным было подождать неделю-другую, чем ставить под угрозу жизнь пилота и судьбу всего проекта. Тому же Стиву Фоссетту первый в истории кругосветный одиночный полет удался только с шестой попытки – пять его полетов не достигли цели из-за ошибок в планировании и неудачной погоды (кстати, однажды стихия приземлила американца близ хутора Гречаная Балка Краснодарского края). А 21 июля 2015 года сильный боковой ветер в марокканской пустыне сорвал попытку кругосветного путешествия британского воздухоплавателя Ричарда Брэнсона. Пока Брэнсон одевался в гостинице, его наполненный шар вырвал крепежи и унесся в небо без пилота.
ИМЯ ВЕТРА
– Мне кажется, масштаб этого события сложно переоценить, – говорит Олег Колченко, вице-президент ГК "Мортон", компании, которая взяла на себя финансирование и организацию нынешнего путешествия Конюхова. – К тому, чтобы полет состоялся, приложили усилия более сотни человек, специалистов из разных стран – России, Австралии, Англии, Бельгии… У нашей компании нет ни одного неудачного проекта, и нам хотелось доказать, что "Мортону" по плечу и такие уникальные задачи. По большому счету, опыта проведения подобных полетов сегодня нет ни у кого в мире. Нам пришлось столкнуться с большим количеством новой информации, но мы объединились и справились. В частности, команде пришлось согласовывать маршрут с властями всех стран, через которые он пройдет, – Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины и Южной Африки. Это огромная работа.
Именно необходимостью предупреждать о пролете через их воздушное пространство разные страны объясняется выбор для путешествия Южного полушария. Дело в том, что постоянные воздушные течения, опоясывающие всю планету, присутствуют только между 25-м и 35-м градусами северной и южной широт. Таким образом, пространство над Россией, которая целиком лежит севернее 40-й параллели, для подобной экспедиции не подходит. В подходящем коридоре Северного полушария расположены более 20 государств, в том числе те, в которых системы ПВО находятся не только в руках официальных властей. В Южном полушарии в субтропических широтах и стран меньше, и ситуация постабильнее.
Правда, первый в истории кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре случился все же над северными широтами – в марте 1999 года швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс, стартовав из Швейцарии, достигли Западной Сахары, а затем обогнули Землю в районе 25-й параллели. Однако это, во-первых, происходило в более спокойные времена, а во-вторых, пилотов в той экспедиции было двое, что принципиально. Ведь помимо смертельного риска и массы бытовых неудобств человек, летящий вокруг планеты на аэростате, должен выполнять еще массу работы по поддержанию работоспособности своего воздушного судна. И, если пилот один, то отвлекаться на увещевания диспетчеров из разных стран ему совсем не с руки. Кстати, помимо Пиккара, Джонса и Фоссета, больше никто вокруг Земли на воздушном шаре не облетал. Конюхов должен стать четвертым в этом звездном списке и первым, кому это удастся с первой попытки!
ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ
За несколько дней до старта за ангаром "Мортон" на аэродроме Нортхэм громоздятся несколько десятков длинных металлических капсул с гелием для шара, доставленных сюда из Сингапура. Неподалеку ожидают загрузки на борт еще 35 баллонов с пропаном для горелок и баллон с кислородом для дыхания на высоте более 5000 метров. Запаса топлива и кислорода должно хватить примерно на три недели. Оглядывая все это газовое хозяйство, Федор Конюхов прогоняет уснувшего прямо на баллонах кота и рассказывает о том, что ему самому спать во время перелета придется урывками, и поэтому он берет с собой в полет несколько будильников.
– Внутри гондолы ожидается примерно 5 градусов, снаружи – минус 40, но мне придется постоянно выбираться наружу для того, чтобы сбивать лед с горелок и менять баллоны с пропаном, – говорит путешественник. – Главное, чтобы меня не снесло к Антарктиде, где сейчас полярная ночь. Ведь днем гелий в шаре должен нагреваться при помощи солнечных лучей, а горелки – для темного времени суток. Если солнца станет мало, пропана на все путешествие может не хватить.
Забираясь по стремянке в тесную и забитую оборудованием гондолу два на полтора метра, Федор поправляет свою капитанскую кепку и продолжает рассуждать о предстоящих нечеловеческих испытаниях как о чем-то обыденном. И дело вовсе не в том, что за многие годы странствий в нем притупилось чувство опасности или он заработал адреналиновую зависимость. Просто подвиг для него – это образ жизни и любимая работа, и он физически не в состоянии спокойно сидеть на месте.
На вопрос о том, не хочет ли он стать обычным пенсионером после полета вокруг Земли, 64-летний Конюхов непонимающе смотрит на меня и говорит о том, что в ближайшее время его ждет погружение на батискафе на дно Марианской впадины, а также, возможно, рекорд вертикального подъема на воздушном шаре, переход через пустыню на верблюдах и много чего еще.
– Когда я вернусь в Москву, ты заходи ко мне в мастерскую, расскажу подробнее, – обещает мне самый непоседливый пенсионер России.
Олег ШАМОНАЕВ
Нортхэм – Перт – Москва