Нервная машина. С чем столкнется Сироткин в дебютном сезоне
В каком состоянии подошли к старту чемпионата российский пилот Сергей Сироткин и его команда "Уильямс".
Олег КАРПОВ
из Барселоны
Временной отрезок между окончанием предсезонных тестов и стартом первой гонки сезона – едва ли не самое интересное время для болельщиков "Формулы-1". Команды уже отработали несколько дней на трассе. Но по собственным программам, и далеко не факт, что с желанием показать самые быстрые секунды. Делать выводы о расстановке сил еще очень сложно, но все-таки можно. Пилоты и инженеры не могут бесконечно маскироваться, и собственные карты в Барселоне раскрыли многие.
Главный вывод – в том, что в борьбу трех лучших команд последних лет "Мерседеса", "Феррари" и "Ред Булла" – включиться не удастся никому. Еще один: в середине пелотона станет еще плотнее. Борьба за позиции в Кубке конструкторов ниже третьей в прошлом году была более увлекательной, чем за три первые строчки, которые распределились задолго до финиша сезона. В этом году есть все основания полагать, что сражение во втором эшелоне получится еще более напряженным.
На тестах солидное впечатление произвела заводская команда "Рено", удивил хорошими результатами "Хаас" и – несмотря на многочисленные технические проблемы – подтвердил претензии на прогресс "Макларен". Но российским болельщикам, конечно, интереснее, на что будет способна в предстоящем сезоне команда "Уильямс", в составе которой дебютирует в чемпионате мира Сергей Сироткин.
ФАКТОР ЛОУ
Формально "Уильямс" начинает сезон при весьма неплохих вводных. Да, в последние годы ее результаты падали. Заняв третье место в Кубке конструкторов в 2014 году, британская команды затем дважды становилась пятой. В сезоне-2015 на ее счету было 257 очков, в 2016 – 138, и всего 83 – в прошлом. Но со вступлением в силу нового регламента "Уильямс" вытащила счастливый билет в виде контракта с лучшим производителем моторов, и некоторое время недостатки шасси с лихвой перекрывались преимуществом в мощности.
Машины, которые в Гроу создавали для трех последних сезонов, имели одну отличительную особенность – они были очень быстры на прямых, что позволяло широко использовать преимущество в лошадиных силах. Но с ростом конкуренции среди производителей моторов, результаты "Уильямса" падали – просто потому, что преимущества были уже не столь заметны на фоне конкурентов, а недостатки никуда не делись.
Команде необходимы были перемены, и в прошлом году они произошли. В "Уильямс" вернулся Падди Лоу – инженер, который в начале 1990-х в паре с Эдрианом Ньюи работал над созданием чемпионских машин для Найджелла Мэнселла и Алена Проста, а затем завоевывал титулы в составе "Макларена" и "Мерседеса". Прошлой зимой Падди не только возглавил технический департамент "Уильямса", но и стал совладельцем команды, выкупив часть акций. Повлиять на проект FW40 прошлогоднего шасси, он уже не мог. Но та машина, на которой свой первый сезон в "Ф1" проведет Сироткин – это уже полностью его детище. И именно "фактор Лоу" – главная причина сейчас ждать прогресса "Уильямса" относительно предыдущих сезонов.
НОРОВИСТАЯ МАШИНА
В Барселоне хотелось увидеть этому подтверждение. Но оказалось, что форму именно "Уильямса" в ходе предсезонных тестов в Испании оценить было сложнее всего. Времени на трассе не хватило всем. Из-за плохой погоды в Барселоне первая неделя оказалась практически сорвана, и к тестированию своих новых машин команды приступили только на второй неделе. И лишь в два последних дня воздух прогрелся до 15 градусов, а температура полотна – до 30 с лишним. Это хотя бы отдаленно напоминало условия, с которыми команды столкнутся по ходу сезона. При этом нельзя не признать, что "Уильямс" смотрелась отстающей даже на фоне общего отставания команд от графика.
Сказались и небольшие технические проблемы. Сироткин потерял драгоценных несколько часов из-за неполадок в работе топливной системы в начале второй недели. Плюс, FW41 оказалась не самой покладистой. Буквально все, кто наблюдал за новым "Уильямсом" со стороны, подчеркивали, сколь нервно машина ведет себя на входе в повороты. Под конец тестов наличие проблемы признал и сам Лоу. FW41 в Барселоне вела себя очень "остро" – так что гонщиком постоянно приходилось с ней бороться. Именно этим, в частности, обусловлено то, что в последний тестовый день свое время за рулем основным гонщикам уступил резервист Роберт Кубица.
"Уильямс" оказалась единственной командой, которая изначально выделила своему тест-пилоту почти столько же времени за рулем, сколько и основным гонщикам, но в итоге поляк сам отказался принимать участие в последнем тестовом дне. Говорят, случилось это потому, что Роберт просто не захотел пилотировать FW41 в последний день. Успев понять, сколь нервно ведет себя машина, он предпочел понаблюдать со стороны за тем, как с ней справляются основные пилоты.
"Мы с самого начала ставили заезды Роберта на конец, чтобы у нас была гибкость в этом вопросе, – объяснил Лоу изменения в графике. – Приоритет заключается в том, чтобы боевые пилоты были готовы к первой гонке в Австралии".
НЕПОСЛУШНАЯ РЕЗИНА
Смогут ли гонщики раскрыть истинный потенциал той машины, с которой "Уильямс" начинает сезон? Если внимательно присмотреться к результатам, показанным на тестах, можно сделать вывод, что потенциал у нее действительно есть. Лучшее для FW41 за две недели в Барселоне время Сироткин показал на шинах "софт", на три ступени жестче, чем большинство главных соперников. Если пересчитать этот результат при помощи данных от поставщика шин, то вполне можно сделать вывод о том, что у "Уильямс" дела идут неплохо. В теории, на самых мягких и самых быстрых шинах, так называемом "гиперсофте", Сергей и вовсе уступил бы лишь двум гонщикам "Феррари".
Но не все так просто.
"Уильямс" тоже работала с мягкими составами в Барселоне, и столкнулась с проблемой. Пилоты просто не могли заставить шины работать. "У нас были не самые легкие две недели, – рассказала под занавес тестов в Барселоне Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка и фактический босс команды на данный момент. – Непросто из-за погоды пришлось всем, но мы оказались в ситуации, когда нам было сложно работать с шинами, особенно с самыми мягкими составами. В целом, я думаю, мы проделали неплохую работу, привезя сюда полностью пересмотренную машину. На базе были люди, которые беспокоились по этому поводу, но с этим мы справились".
Интересно, что у "Уильямс" на тестах были всего два состава "гиперсофта" – на все две недели, и оба они в итоге были использованы основными гонщиками. Но при этом команда даже не пыталась отрабатывать с ними квалификационные попытки – что было бы логично, и чем занимались в большинстве своем другие команды. Нет, Сергей Сироткин и его 19-летний напарник Лэнс Стролл получили самые мягкие шины на серии с полной загрузкой топливом. И это наталкивает на мысль, что Лоу и его команда изначально понимали, что столкнутся с подобной проблемой.
ПЕРВЫЙ РАУНД У СТРОЛЛА ВЫИГРАН
Единственной командой, которая придерживалась примерно той же тактики в отношении работы с резиной, оказался "Мерседес". Бывший коллектив Лоу уже традиционно во время предсезонки работал по отличной от конкурентов программе, и свои лучшие секунды Льюис Хэмилтон и его напарник Валттери Боттас показали не на самой мягкой резине. "Мерседес" вообще не заказывает ее в Барселону уже несколько лет подряд – и возможно не просто так.
"Я чувствую, что мы сделали шаг вперед по сравнению с прошлым годом, – сказал Лоу. – Но мы пока даже и близко не подобрались к пределу нашей машины. Да, у нас несколько проблем, решив которые, мы сможем серьезно прибавить в скорости. Но вам надо держать в уме и то, что мы сейчас работали не в гоночных условиях, и это тоже фактор. Нам надо быть уверенными, что мы решаем ту проблему, которая действительно существует. Важно помнить, что понять машину очень мешает погода".
Нельзя исключать, что столь нервно FW41 вела себя как раз из-за не самых подходящих условий в Барселоне. Быть может уже в Мельбурне машина будет вести себя чуть менее нервно. Но в любом случае радикальных перемен ждать, конечно, не стоит.
Сергею Сироткину в дебютном сезоне, похоже, досталась машина с характером. Многие в паддоке считают, что в команде могли бы избрать иной подход при создании шасси, знай инженеры о том, в ее составе будет выступать дебютант – сделать машину более медленной, но при этом послушной. Но сам Падди подобные теории отвергает. "Да, мы всегда ищем этот баланс, – рассказал он. – Можно создать машину с такой аэродинамикой, что она будет очень остро реагировать на действия гонщика и управлять ей будет очень нелегко, но все команды решают эту задачу примерно одинаково, стараясь найти что-то среднее между управляемостью и чувствительностью машины. От того, есть в команде новичок или нет, это не зависит".
В любом случае, сколь бы нервной ни была машина у Сиротина, его первая задача – выиграть внутрикомандную дуэль у Стролла. И если о чем в отношении "Уильямса" и можно делать выводы по итогам двух недель тестов, так это о том, что с капризной FW41 россиянин пока справляется не в пример лучше канадца. Это видно как при наблюдении за их работой на трассе со стороны, так и при изучении протоколов…