Рекорды, слезы, звонки в спортшколу. Звезды прошлого – о «Движении вверх»
Антон
БАБОШИН
Фильм "Движение вверх" вышел на второе место по кассовым сборам в России, уступая только фантастическому триллеру "Аватар". Накануне отечественную спортивную киноисторию оценили знаменитые баскетболисты.
В субботу в Москве собрались больше трех десятков звезд баскетбола европейского калибра – в матче, посвященном 90-летию Александра Гомельского, "Легенды ЦСКА" обыграли "Легенд Европы". При этом многие вспоминали бьющий сейчас рекорды в прокате фильм "Движение вверх". "СЭ" собрал мнения известных ветеранов об этой картине.
Станислав ЕРЕМИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ БЫЛА НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ
Станислав Еремин, бронзовый призер Олимпиады-80, главный тренер ЦСКА с 1992 по 2000 годы и команды "Легенды ЦСКА" в матче памяти Александра Гомельского
– Думаю, праздник удался, – сказал Еремин. – Зрители посмотрели на звезд, которые блистали раньше, все они великие спортсмены. Результат – не главное в этот вечер, сегодня выиграл баскетбол. Думаю, вместе с добрым фильмом "Движение вверх" этот матч послужит популяризации вида спорта. Люди узнают, что у нас, помимо футбола и хоккея, есть и баскетбол.
– А у вас нашумевший фильм какие впечатления оставил?
– Когда посмотрел, первая реакция была не очень хорошая. Мне показалось, что там, как говорится, "лошади с двумя головами". Но, наверное, полицейским порой не нравятся фильмы про полицию, шахтерам – про шахтеров, медикам – про больницы. Потому что всегда профессиональным глазом видишь какие-то шероховатости. Но когда эмоции улеглись, стало понятно – главное, что это очень добрый фильм. У нас ведь сейчас стрелялки-боевики все заполонили. А еще там есть хорошо решенный национальный вопрос – именно так, как должно быть. И не зря люди в кино аплодируют – нам сейчас нужна одна большая победа, и для баскетбола в том числе. Остается, чтобы Сергей Базаревич и его команда нам ее принесли.
Игорь КУДЕЛИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
ЧЕЛОВЕК 30 ПОЗВОНИЛИ В МОЮ ШКОЛУ БАСКЕТБОЛА
Игорь Куделин, один из лучших "дальнобойщиков" в истории российского баскетбола, серебряный призер ЧМ-1998, защитник ЦСКА с 1991 по 2001 годы
– Мне понравилось все. Я через пять минут едва не рыдал. Многие из этих историй я слышал от Ивана Ивановича Едешко – и в этом смысле фильм правдивый. Я не беру его спортивную составляющую – когда советские игроки забивают сверху и прочее. Но могу точно сказать, что после выхода фильма в мою школу баскетбола позвонило человек 30, которые говорили, что их дети хотят заниматься, и после просмотра "Движения вверх" решили попробовать стать баскетболистами.
– Почему у нас так мало фильмов о спорте, причем те, что выходят, становятся успешными?
– Да, такое кино выходит раз в сто лет. Давайте потом снимем кино о ЧМ-2018, как наша сборная произведет там фурор. А серьезно, хотелось бы, чтобы появилась идея снять фильм о самом Папе (Александре Гомельском, – Прим. "СЭ").
Захар ПАШУТИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
РАБОТАЛ И С КОНДРАШИНЫМ, И С БЕЛОВЫМ
Захар Пашутин, серебряный призер ЧМ-1998, защитник петербургского "Спартака", "Автодора", ЦСКА, "Урал-Грейта" и УНИКСа
– Мне все в фильме очень понравилось. Я сам работал и с Владимиром Кондрашиным, и с Сергеем Беловым, хорошо их знаю. Поэтому "Движение вверх" для меня очень эмоциональная картина. Как будто погрузился в ту жизнь, которая была раньше. Очень патриотичный фильм, думаю, нашему баскетболу такой не хватало. Думаю, сейчас очень много людей его посмотрело, и популярность нашего вида спорта только вырастет. И многие молодые ребята с помощью этого кино смогут прийти в баскетбол и начать им заниматься.
– Насколько достоверно Владимир Машков сыграл тренера, прототипом которого стал Кондрашин?
– Я Владимира Петровича застал уже позже. Но уверен, в молодости он был очень темпераментным. Так что в образ Машков попал, насколько я помню Кондрашина.
Валерий ДАЙНЕКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
СТОПРОЦЕНТНОЕ ПОПАДАНИЕ
Валерий Дайнеко, один из лучших форвардов России 90-х, выступавший за ЦСКА, московское "Динамо", "Урал-Грейт"
– В плюс фильму – как профессиональный спортсмен, я обращал внимание на нюансы, которых было подмечено очень много. И которые могут попадать в кадр всего на секунду. Начиная от кед, в которых играют ребята, и формы. Тот же Иван Едешко в фильме стоит в майке с буквами РТИ – это расшифровывается как Радиотехнический институт, профсоюзная команда. Я в ней когда-то тоже начинал играть. И вот таких деталей в фильме очень много. Грамотно подобран сюжет. Мы общались с Иван Иванычем, он с присущим ему чувством юмора рассказывал о тех событиях. В целом – мне "Движение вверх" очень понравилось. Сам ходил, семья ходила, и у всех есть желание еще раз посмотреть. Вдруг где-то не все уловил.
– Что можно сказать по поводу баскетбола в фильме?
– Он снят с элементами шоу. Например, очень много бросков сверху. Людям неискушенным, конечно, интересно. Хоть в 1972-м и единицы так забивали, но зрителю это было нужно. Поэтому такое кино – стопроцентное попадание.
Сергей ТАРАКАНОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
НЕ ЛЮБЛЮ ИСКУССТВЕННУЮ ДУШЕЩИПАТЕЛЬНОСТЬ
Сергей Тараканов, олимпийский чемпион Сеула-88, победитель ЧМ-1982, трехкратный чемпион Европы, форвард ленинградского "Спартака" и ЦСКА
– Мне понравилась реакция зрителей на фильм. И, конечно, то, что он про баскетбол – создатели привлекли внимание к супер-событию, на котором я вырос и начинал играть. Что лично мне не понравилось – собственно игра в баскетбол, потому что я с точки зрения бывшего профессионального спортсмена вижу изъяны. Категорически не понравилась сюжетная линия про диссиденство Модестаса Паулаускаса, которого я знаю. И вообще болезненно отношусь, если сейчас начинают рассказывать о том, как тогда было плохо. Особенно те представители Прибалтики, кто без СССР никогда не были бы теми, кем сегодня являются – и большинство из них это понимают, но продолжают спекулировать на этой теме.
– Автор сценария сказал в интервью "СЭ", что создавал "эмоциональный аттракцион", для чего все средства хороши.
– Признаю право создателей на художественный вымысел. Картина действительно очень эмоционально мощная, слезы наворачиваются, и у меня тоже. Хотя я не люблю искусственную душещипательность. В высокохудожественных фильмах это должно быть более тонко подано. Здесь же бьют прямо по эмоциям. Хотя и такой подход имеет право на жизнь. Люди в зале плачут. Я знаю одного современного баскетболиста, два с лишним метра ростом. Мощный, здоровый, на лице написано, что прямо зверь – а он плакал на фильме. В конце мне очень приятно было слышать аплодисменты в зале. Но в целом двойственное чувство. Хотя, например, моя семья ходила на "Движение вверх" второй раз.