«З00 дней без алкоголя? Как вы себе это представляете?»
Владимир
ИВАНОВ
66-летний российский яхтсмен Игорь Зарецкий примет участие в одной из самых авантюрных кругосветок в истории
1 июля во Франции стартует знаменитая Golden Globe Race. Гонка мало того, что одиночная, так еще и безостановочная. Зашел в порт – выбываешь. Впервые подобная кругосветка состоялась 50 лет назад. Тогда до финиша добрался один лишь участник – Робин Нокс-Джонстон.
Ему организаторы и посвятили нынешний юбилейный старт. Гонка состоится по тем же правилам, что и полвека назад: современные технологии категорически запрещены. Даже калькуляторами пользоваться нельзя. Связь с сушей – исключительно в экстренных ситуациях.
Все эти запреты оказались на руку Игорю Зарецкому. В гонке технологий Россия сильно отстает, а вот там, где на первый план выходит человеческий фактор и все зависит от опыта, смекалки и навыков, наши спортсмены на передовой.
ГЛЮКИ
– Плыть придется примерно 300 дней. Бывает, что во время длинных одиночных путешествий у людей начинает свистеть кукушка?
– Ну, естественно. У меня во время трансатлантической гонки что-то такое было (в 2010 году Зарецкий победил в ней. – Прим. "СЭ"). Только это не кукушка, а всего лишь глюки.
– Что видели?
– На соседней койке довольно часто двое сидели и разговаривали.
– Когда стали смотреть на них, как на старых знакомых?
– А я не обращал внимания. Разве что слушал, когда засыпал. Как сказал мой друг, который участвовал в Трансатлантике, главное не вступать с ними в разговор.
– Вы не пробовали?
– Нет.
– А видения в критические моменты, как это любят показывать в фильмах, бывают?
– Люди рассказывали о таком, но у меня не было. Хотя вокруг света я еще не плавал.
– Что делать, когда невыносимо хочется с кем-то поговорить?
– Ха! Взял, да поговорил сам с собой. А когда шторм – похлопаешь по палубе и скажешь: "Ну, давай, парень. Я для тебя все сделал". И идешь спать.
В ОКЕАНЕ ПОДПИСЫВАЕШЬ С СОБОЙ ДОГОВОР, ЧТО МОЖЕШЬ НЕ ДОЙТИ
– Зачем вам вообще эта гонка?
– Думаю, любому нормальному человеку характерно проверять себя, смотреть, на что способен. У меня вообще осуществляется юношеская мечта. Одна сбылась раньше, когда прошел Атлантический океан. Еще и выиграть там умудрился.
А о Golden Globe Race узнал, будучи школьником. В какой-то газете прочел маленькую заметку. И вот спустя 50 лет я выйду на нее.
– Это ведь очень рискованно.
– А смысл туда идти, если бы риска не было? Если хочется просто прокатиться, то можно найти куда более комфортабельные условия.
Тут же возвращение к стихии. Все мы с приходом спутниковых навигаторов стали развращены электроникой. Ведь даже для того, чтобы "посадить солнышко на горизонт", нужно набить руку и глаз. К такой гонке нужно хорошо подготовиться, много прочитать. Все-таки у нас технический вид спорта и делать что-то по наитию не получится. Парусный спорт – это точная наука.
– В предстоящей гонке много ограничений. Почему запрещены калькуляторы?
– Когда считаешь астронавигацию, эти синусы, косинусы и прочее, складывать многозначные цифери с ним было бы проще. А нам упрощать жизнь не хотят. Придется расписывать огромные таблицы. Выдерживать направление, знать, где какие должны быть градусы и секунды – то еще развлечение.
– Вы готовились к этому? Штудировали учебники математики?
– Я же занимался раньше. Придется вспомнить. При этом книгу с формулами иметь надо, даже зная ее наизусть. В любой момент на фоне усталости можешь засомневаться.
– Насколько вам страшно?
– Очень. Я же нормальный человек. Но это не паника. Я представляю, что может случиться. В тоже время знаю, что нужно предпринять в этом случае. По крайней мере, в большинстве из них. Вообще бороться со стихией не хватит ни мозгов, ни здоровья. С ней можно только как-то договориться. Там, в океане, ты подписываешь с собой договор, что можешь не дойти. Это происходит совершенно естественно. Вот сейчас для меня это противоестественно, но там все будет нормально.
БЕРУ С СОБОЙ 660 ЛИТРОВ ВОДЫ
– Как в таких гонках происходит питание?
– В основном – сублимированные продукты. Насколько я знаю, они появились благодаря космическим разработкам. Есть швейцарская фирма, которая специально выпускает их для экстремальных путешествий. Таких продуктов заказано на 10 месяцев.
Еще беру натуральные продукты: гречку, рис, вермишель, сухофрукты. А один известный яхтсмен Саша Музыченко – олимпийский чемпион, а по совместительству охотник, наготовил много банок тушенки.
– Есть риск, что все может промокнуть?
– Это главная сложность. Но есть способы. В прошлом году завакуумировал пару пакетов гречки, залил водой в тазу и придавил грузиками. Недавно распаковал. Все в замечательном состоянии.
– Реально ли рыбачить, пока плывете?
– Не возбраняется. Но это нужно, если нет еды на борту. У меня с этим порядок. Плюс я сам по себе не охотник и не рыбак, жалко мне всех этих существ. Тут еще момент: блесна хоть и маленькая, но сопротивление создает. Во время столь длинной гонки это лишнее. И даже если поймаешь какой-нибудь деликатес, возиться с ним не будет ни времени, ни возможности. Все-таки там кампус не как в квартире. Есть только небольшая плитка, которая все время качается.
– Откуда берете кипяток?
– У меня три вида топлива: газовое, спиртовое и дизель. Вода кипятится в специальном маленьком чайнике, чтобы нагревалась быстрее. Залил в сублимированное питание – и через 20 минут перед тобой совершенно нормальная пища.
– Какой запас воды будет с собой?
– Водяные танки на 660 литров. Плюс есть приспособления для сбора дождевой воды. Это, кстати, обязательное условие для всех участников гонки.
– Что насчет аптечки?
– Есть обязательный пакет от организаторов. Там все четко расписано. Допустим, если болит живот, нужно взять таблетку номер пять, если голова – номер три. При этом организаторы все-таки пошли на кое-какие уступки и звонить врачу будет можно.
– У вас же был инфаркт?
– В январе я проходил обследование, все в порядке. Будет еще одно перед стартом. При этом по требованию организаторов я должен обладать рядом навыков, включая проведение операции самому себе под руководством врача, который будет командовать по телефону.
ДЖЕНТЛЬМЕН УДАЧИ ИЗ КЕНИИ
– Соперников много будет?
– Год назад говорилось чуть ли не о полутора сотен участников, однако осталось только 19. Главная причина – финансовая. Многие упрекали организаторов в их непоследовательности. Требования к гонке вернулись на полвека назад, а вот финансовые и бюрократические вопросы остались на современном уровне. Мне в этом смысле сильно повезло – я повстречал Василия Юрьевича Сенаторова. Без него ничего бы точно не получилось.
– Ваше полное участие в этом мероприятии – насколько это дорого?
– Точно не могу сказать. Думаю, не меньше двухсот тысяч евро.
– Странные персонажи среди соперников встречались?
– В Трансатлантике участвовал кениец. С виду – джентльмен удачи. Он неоднократно забирался ко мне в яхту с увлекательными предложениями по поводу бара.
– Ваша яхта называется "Эсмеральда". Суеверия не для вас?
– Надеюсь, что после предстоящего мероприятия это имя будет немного переосмыслено.
– Она готова к испытанию полностью?
– У англичан есть присказка, что если ты хочешь выйти в море на полностью подготовленной лодке, то не выйдешь никогда. Так что на многие мелочи можно не обращать внимания и разбираться с ними в процессе гонки.
СПАТЬ НАДО ПО 20 МИНУТ
– Как вообще проходит день, когда ты один в открытом океане?
– Там нет понятия день. Сутки разбиты на возможности поспать и работу с парусами. А когда что получится – загадка. Отдыхать нужно при любой возможности. Ложишься спать, когда она есть. Желательно, чтобы штормило. На палубу в такие моменты не выйдешь, страшновато. А вот спать – самое то.
– Сколько часов в день уходит на сон?
– В Трансатлантике я спал час. Есть у одиночников эмпирическое правило, согласно которому спать надо 20 минут. Как оно высчитано? Если ты спустился в каюту, а на горизонте появился корабль, которого не было видно, то при современных скоростях он будет рядом через треть часа.
– То есть спите урывками, но за раз – не больше часа.
– Как-то проспал часа четыре. Не услышал звонка. Выскочил на палубу в диком ужасе.
– Вы курите?
– Конечно! Прикурить – полдела сделать.
– Сколько пачек возьмете с собой?
– Это сложный вопрос. Мне закрадывалась шальная мысль вообще не брать сигареты на гонку, но знающие люди сказали, что поначалу могут быть глюки. Это лишний дискомфорт. Так что друзья пообещали, что прямо перед стартом привезут сигареты. Сколько – не знаю. Как и рулонов туалетной бумаги, об этом тоже спрашивают.
– Как будет проходить утилизация мусора?
– Согласно регламенту, каждая загруженная упаковка должна быть доставлена на финиш. А пластик запрещен в принципе.
СТАДО КИТОВ – ЭТО ЖУТКОВАТО
– Самое необычное морское существо, которое встретили при пересечении Атлантики?
– Там довольно гибло. Ну, акулы около Штатов, где-то тюлень выскочил. Вот что было, так это киты.
– Огромные?
– Не то слово. Несколько раз влетал в стадо.
– Они же случайно и зацепить могут…
– Конечно. Все может быть. Но бог миловал. А так – неприятное зрелище. Это на картинках красиво. А когда они вокруг…
– В тяжелые погодные условия попадали?
– Самых страшных еще не испытал, поскольку до сих пор остаюсь атеистом. Но однажды было жутко. Ночью случилась маленькая поломочка. Выбрался на палубу, а там из темноты вылетают пятиметровые волны. И в свете ходовых огней они были такие зелено-красные. Все починил, сел на палубу и думаю: вокруг на сотни миль никого и подо мной 4 км.
– Так себе перспективы.
– Вот и мне страшно стало. Ушел спать.
– Получилось?
– Конечно!
ВЗЯЛ БЫ БОЛЬШЕ КНИГ
– Чего больше всего не хватает под конец гонки?
– А там всего хватает.
– Но есть что-то такое, чего хотели бы взять, а нельзя?
– Взял бы больше книг. Из-за таможни целая проблема даже карты из России привезти. А если книги отправлю, так они к старту придут, когда мы уже финишируем. Это в Европе все проще, а у нас страна с особым путем.
– Какие книги хорошо идут в открытом океане?
– Да разные. Вот хочу взять "Как карта ляжет" Владимира Снегирева. Плюс есть замечательная книга Владимира Гескина "Как молоды мы пили". Вот их точно возьму с собой.
– Алкоголь, кстати, берете?
– Естественно! А как вы себе представляете 300 дней без алкоголя? У Василия Юрьевича есть хороший знакомый, с которым он познакомил нас в Дюссельдорфе. Как я понял, это представитель одной из богатейших семей Англии, специализирующихся на виски. Так вот он пообещал привезти запасы в Ле-Сабль-д'Олон, к старту. Так что у меня есть дополнительная мотивация!