Зачем делать из Моуринью клоуна? Что в этом смешного?
4 февраля. Балашиха. Жозе Моуринью перед матчам КХЛ "Авангард" — СКА. Фото Владимир Беззубой, photo.khl.ru
Михаил
ЗИСЛИС
12
Корреспондент "СЭ" объясняет, почему КХЛ правильно сделала, удалив из своих официальных аккаунтов в соцсетях видео падения Жозе Моуринью.
Умение смеяться над собой и раздувать обычную историю до события вселенского масштаба – абсолютно нормальные и где-то даже естественные вещи для журналистов. Но вчерашняя история с падением Жозе Моуринью неожиданно вызвала странную реакцию у ряда моих коллег. Инициатива сотрудника, который отвечает за ведение социальных сетей КХЛ, выложить видео эпизода, изначально показалась странной. Падение на глазах всего мира – не самый приятный эпизод.
По себе знаю, что нет ничего веселого или невероятно забавного в том, чтобы поскользнуться и внезапно рухнуть на лед, не успев себя подстраховать. Даже если ты полностью экипирован в хоккейную амуницию, можно получить как минимум ушиб. Нападающий СКА Николай Прохоркин, который в интервью Алексею Шевченко назвал ситуацию "колхозом", был чересчур эмоционален, но прав по сути.
Моуринью рисковал схлопотать серьезную травму. СМИ по обе стороны Атлантики охотно подхватили историю. Мой коллега Игорь Еронко, опубликовавший в твиттере видеозапись падения, второй день отвечает уверенным "Sure" на просьбы десятков журналистов из самых различных изданий использовать видео. Собирать клики и просмотры в нынешнее время не возбраняется, а только приветствуется. Без этого СМИ сейчас никуда. Про мемы в интернете и говорить не приходиться. У любителей позубоскалить появилось много вариантов блеснуть юмором.
Но вот официальный сайт КХЛ изначально не должен был делать из высокого гостя обычного клоуна. Я совершенно не понимаю возмущение своих давних знакомых решением пресс-службы лиги выпилить из социальных сетей видеозапись падения. О нем и так узнали все, кто хотел без всяких ретвитов и лайков удаленного впоследствии поста от КХЛ. Это, во-первых.
Во-вторых, великого португальца пригласили в Россию на хоккей серьезные люди. В ложе вместе с Моуринью и большим числом хоккейных випов – боссов "Авангарда" и СКА – находились кандидат в президенты РФС Александр Дюков и главный тренер сборной России Станислав Черчесов.
Звездный гость с самого утра появился на арене в Балашихе и был очень любезен, посетив раскатку хозяев, пообщался с главным тренером Бобом Хартли, сфотографировался с игроками. Пресс-служба команды использовала маркетинговый потенциал Особенного по максимуму. Это действительно было здорово.
Наконец, у меня возникает вопрос, какой сиюминутный хайп вокруг падения мог поднять престиж и узнаваемость КХЛ? Я уже молчу про рост интереса к трансляциям и покупке атрибутики. В теории футболка с падающим Моуринью и какой-нибудь фразой про Балашиху могла стать хитом. Еще был ретвит со стороны официального сайта НХЛ. Это, наверное, особый случай с учетом холодной войны между двумя лигами. Но о нем позабудут на следующий день.
Специально изучил первую реакцию зарубежных СМИ. Центральная и единственная фигура – Моуринью. Про КХЛ одна строчка где-то в недрах заметок. Кто-то в Англии вообще написал про то, что дело произошло в Сибири, видимо, подглядев официальное название "Авангарда". Антураж, сопутствующий падению года, никого не интересовал. Упоминаний про то, что португалец находится без работы после увольнения из "Манчестер Юнайтед" – полно.
Как пример, в англоязычном аккаунте коллеги Еронко видео собрало полмиллиона просмотров! Но добавило Игорю менее ста новых подписчиков. Мировую аудиторию интересует только Жозе и его падение – но не хоккей и КХЛ.
Привлечение на хоккей известных фигур из мира шоу-бизнеса, культуры и спорта – логичная идея. Кусочек от их популярности может принести позитивные плоды и для лучшей в мире игры на льду. Я сам недавно с удовольствием прослушал, как известный рэпер Снуп Дог половину периода в неповторимом стиле "гонял шайбу" на матче "Лос-Анджелеса", забравшись в рубку к комментаторам.
В КХЛ сотрудничество приносит плоды, как в случае с "Ак Барсом", заключившим просмотровый контракт с самым популярным футбольным Ютуб-блогером Евгением Савиным. Получилось классно. "Спартак" удачно эксплуатирует историю с певицей Максим. Одна из ее композиций очень полюбилась фанатам красно-белых, а сама исполнительница иногда выступает на московских матчах.
С нетерпением жду, когда хоккейные клубы задумаются о коллаборации с набирающим популярность километровыми шагами у подрастающего поколения киберспортом. В Европе пока в этом направлении доминирует футбол. Одна из сильнейших команд в дисциплине Dota 2 носит название "ПСЖ". Немецкий "Шальке-04" продвигается в Лиге легенд, датский "Копенгаген" в Counter-Strike и так далее.
Это отличный пример того, как надо продвигать свой продукт. КХЛ есть над чем задуматься. Например, почему она отсутствует в известных хоккейных симуляторах. Но в случае с Моуринью лига сделала все правильно, пусть и немного неуклюже, исправив собственную ошибку.